В СЕТЯХ ЕВРООПТА — МОНСТР, КОТОРОГО МЫ ПОРОДИЛИ

открытие-на-любимова

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Воланд общается с продавщицей Евроопта (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Торговая экспансия отдельных крупных сетевых ритейлеров начинает откровенно пугать. Иногда возникает такое чувство, что скоро все мы будем жить в одном большом Евроопте.

Евроопт версия 1.0
Евроопт версия 1.0

ООО «Евроторг» появилось не вчера — компания была основана в 1993 году молодым предпринимателем Сергеем Литвиным. Начинал он по классической схеме девяностых — с ларьков на минском железнодорожном вокзале. Оптовая торговля продуктами питания приносила быстрый и стабильный доход. К 1997 году появилась возможность открыть первый мелкооптовый магазин «Евроопт» для розничных покупателей. За период с 1998 по 2008 гг. было открыто еще 8 магазинов и легендарный (потому что первый) гипермаркет на Монтажников, 2 в Минске. Учитывая темпы развития, «Евроторг» рисковал так и остаться ритейлером средней руки имевшем несколько магазинов и гипермаркет. Но в 2009-2010 гг. в бизнес-модели сети произошло нечто такое, что позволило компании стать чуть ли не самым успешным белорусским стартапом современности. Интересно, что же это было?

Допинг для роста

Прежде всего расскажем о том, чем является Евроопт сегодня. Число магазинов с 2010 года выросло почти в десять раз — с 39 до 330! И это всего за пять лет. Начиная с кризисного 2011 года на обслуживание новых торговых точек дополнительно привлекается 6-8 тыс человек. Число задействованных приблизилось к 35 000 работников. Годовая выручка составляет без малого 2 млрд долларов. Да и с прибылью проблем нет — кажется, что перманентные кризисы обеспечивают магазинам еще большую прибыль (дело, конечно, не в этом).

А шо за магазин, Нюра?
А шо за магазин, Нюра?

Раскрыть секретный состав сыворотки, которую «впрыснули» в ООО «Евроторг» и после которой его рост превысил все мыслимые прогнозы, невозможно. Вмешалась ли здесь пресловутая «политика» или наши люди стали умело считать деньги? А может неожиданный эффект дала реклама, «сарафанное» радио и кредиты? Трудно сказать, ведь такая простая и заманчивая бизнес-модель как продажа товаров почти по оптовым ценам, могла сработать и сама по себе.

Казалось бы все должны быть рады — магазины Евроторга появляются в шаговой доступности, цены там ниже, словом, «Покупай разумно» и радуйся жизни. Но Евроопт постепенно стал походить на ненасытного зверя, неспешно пожирающего аутентичные магазины со своей историей и сервисом. И повсюду они заменяются на безликое и однотипное царство дисконта и работающих без перерыва кассиров.

Жертвы сетевых войн

Начнем со списка жертв и даты «порабощения» их Еврооптами и другими сетевыми магазинами:
· ЗАО «Универсам Нарочь» (г. Минск, ул. Одинцова, 65) — выкуплен ООО «Евроторг» в конце 2011 года. Был крупнейшим магазином на весь микрорайон Запад-3.
· ЗАО «Мстислав» (г. Минск, ул. Притыцкого, 6) — выкуплен ООО «Евроторг» весной 2012 года. Работал как минимум с конца 1980-ых гг.
· ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» (г. Минск, ул. Заславская, 23А) — выкуплен ООО «НТС» (сеть «Родная сторона») в начале лета 2012 года. Находился под бессменным управлением талантливого В. Нерози с 1985 года, позиционировался как эксклюзивный.
· ЗАО «Магазин Таллин» (г. Минск, ул. Бурдейного, 11) — выкуплен (захвачен?) ООО «Евроторг» в мае 2013 года. Старейший универсам в стране, основан в 1982 году.
· ТП ООО «Универсам Брест» (г. Минск, пр. Любимова, 17) — выкуплен СООО «Белинтерпродукт«(сеть «Рублевский») осенью 2013 года.
· ЗАО «Универсам «Волгоград» (г. Минск, пр.Газеты Правда, 40/2) — выкуплен СООО «Белинтерпродукт» осенью 2013 года.
· ЗАО «Универсам Фрунзенский» (г. Минск, пр. Пушкина, 37) — выкуплен ИООО «Март Инн Фуд» в конце 2013 года. Первый универсальный магазин в БССР, открыт в 1975 году.
· ЗАО «Гастроном «На Уманской» (г. Минск, ул. Уманская, 49) — выкуплен ООО «Евроторг» летом 2014 года. До постройки рядом гипермаркета «Глобо» оставался единственным магазином шаговой доступности для небольшого района.
· ЗАО «Универсам «Серебрянка» (г. Минск, ул. Плеханова, 91) — выкуплен СООО «Белинтерпродукт» в 2014 году. Один из первых минских универсамов — был основан в 1977 году. К слову, новые владельцы не слишком изуродовали оформление магазина и даже оставили прежнее название.

Первый универсам пережил все. Кроме сетевых магазинов
Первый универсам пережил все. Кроме сетевых магазинов

И это лишь малый перечень аутентичных магазинов только по городу Минску, тем или иным способом нашедших новых хозяев в лице безликих, похожих друг на друга сетей. Основное возражение, умело запущенное маркетологами и многократно повторенное населением, звучит так: «Эти совковые универсамы устарели и не обеспечивали должный уровень сервиса«. Отчасти это правда. В некоторых из приведенных в качестве примера магазинах можно было снимать фильмы о путешествиях о времени. Но именно этим они и привлекали покупателей, которые годами привыкли ходить в один магазин, видеть привычные товары на знакомых местах и знакомо цокать языком, глядя на цены на колбасу.

Мы платили за атмосферу, а теперь кормим сетевые магазины, внутренне неотличимые один от другого.

Не только магазины

ООО «Евроторг» — едва ли не единственная отечественная бизнес-структура, которой принято гордиться и ставить ее в пример. Она уже давно переросла сетевые продуктовые магазины и стала игроком рынка облигаций и акций, оказывает автотранспортные услуги (ООО «Еврооптавто»), имеет долю в ЗАО «Минский завод виноградных вин», Дзержинском мясокомбинате и т.д.

Здесь берут кредиты на еду
Здесь берут кредиты на еду

Под вывеской «Живи разумно» функционирует ОАО «Евроторгинвестбанк». В 2012 году Литвин и Василько стали первыми отечественными ритейлерами, которые вывели белорусскую торговлю за пределы страны. Экспансия началась со Смоленска, в котором полностью были выкуплены магазины сети «Сота». Еврооптовские желто-голубые краски замелькали в Брянске и Москве, Каунасе и Вильнюсе. Большому кораблю — большое плавание, как говорится. Вот только крупнейшая торговая сеть вольно-невольно заигралась с поставщиками продукции, задолжав им более 230 млрд белорусских рублей.

В долгах, как в шелках

Задолженность «Еврооптов» и «Рублевских» перед поставщиками составляла более 300 млрд белорусских рублей, включая позиции по алкогольным напиткам. Министерство торговли Республики Беларусь неоднократно указывало на необходимость погашения задолженности, однако предупреждения сетями были проигнорированы. Тогда Минторг пригрозил лишить их лицензий. И деньги сразу нашлись!

Эти люди хотят работать в Евроопте
Эти люди хотят работать в Евроопте

Смешная ситуация. Нет, конечно, бизнес там, развитие, инновации, привлечение капитала и прочие красивые капиталистические слова. Но подобный дуализм преследует Евроопты во всем. Да, они создают рабочие места. Но такими темпами скоро в стране останутся одни продавцы, милиционеры и покупатели. Причем, кем будут работать третьи — неясно. И это на фоне десятков новых магазинов и гипермаркетов.

Евроопт действительно реализует продукцию по низким ценам. Вот ссылка на исследование Академии наук Республики Беларусь, опубликованное на onliner.byhttp://people.onliner.by/2014/03/17/shopping-2. Цены в остальных сетевых магазинах выше на 18-20%. Но погоня за низкой ценой повлекла неизбежное падение качества продаваемых товаров и продуктов питания. Вот отзыв опубликованный на сайте otzyvy.by 15 июля 2015 года «К сожалению приходится констатировать, что сеть Евроопт реализует продукцию низкого качества, намеренно заказывая у поставщиков такие товары, чтобы создать привлекательную цену, на которую в связи с низким уровнем жизни часто клюет наш народ. Один из примеров чай под торговой маркой Jambo, цена которого в июле 2015 года в торговой сети составляла 5800 бел. руб. Вскрыв пакетики обнаруживаем там непонятное содержимое с едким запахом. При заваривании чай имеет мутный цвет с соломенным запахом. Это касается большинства продуктов, которые были произведены ПО ЗАКАЗУ сети Евроопт. При их производстве, используются ингридиенты низкого качества, чтобы товар выигрывал по цене среди конкурентов. Оценка-плохо.». И это не единственный пример негатива о товарах, импортируемых или произведенных «по заказу ООО «Евроторг».

Для расчетов с поставщиками у сети времени нет, а вот для закупки сотен, если не тысяч автомобилей Volkswagen — это всегда пожалуйста. Евроопт теперь точно придет в каждый дом. Нет, дело хорошее — не всегда есть время ходить по магазинам и тащить потом на себе тонну покупок, но не слишком ли много стало в нашей жизни этой торговой сети?

Это не тот бизнес, построением которого нужно гордиться, ставить его в пример или брать за основу для реструктуризации Белкоопсоюза. Этот локальный божок торгового рынка, которому с удовольствием поклоняется и местная алкогольная торсида, и счастливые обладатели скидок в 3%, и любители дешевых покупок в одном месте так и не смог заменить собой ДУХ старых магазинов и привить свой корпоративный стиль покупателям. Хотя, «Мстислав», например, как был «Мстиславом» так им и остался — вывеска Евроопт скрывает такой же тесный магазин с малым ассортиментом, каким он был всегда.

Дисконт?
Дисконт?

Учитывая размах, возможно в скором появится социальная сеть от Евроопта, планшеты Eurotorg, а наша страна будет переименована в Республику Евроторг и все мы будем жить в одном большом гипермаркете, беспрерывно совершая покупки и протягивая заветную карточку с 3% скидкой. Я не призываю вас бойкотировать эти магазины или не ходить в них. Зачастую в отсутствие Евроопта ближайший магазин находится в нескольких километрах, мне просто обидно за то, что ушла целая эпоха торговли, ознаменованная оригинальными и самобытными магазинами, которые стремились создать особую атмосферу в оформлении и реализации товаров. А на смену им пришли окрашенные в цвета флага соседнего государства магазинчики с названием, сплошь состоящим из мелких букв. Заметьте, никакого национального или даже местного колорита в них нет. Они все на одно лицо. Надеюсь, не как мы.

Автор: Владимир Марченко

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s